Что такое дульный тормоз-компенсатор?
При стрельбе из огнестрельного оружия неизбежно происходит отдача. Это вызвано давлением газа в канале ствола и движением механизма автоматики при подготовке к следующему выстрелу. Влияние отдачи на такие параметры, как стрельба, прицеливание и удобство управления, весьма впечатляет. Многие конструкторы пытались свести к минимуму уровень броска и возврата оружия. С появлением автоматического оружия этот вопрос стал еще более актуальным. Затем появились первые ДТК (компенсаторы дульного тормоза камертон 2). Они относятся к категории дульнозарядных газовых устройств.
Содержание статьи:
Определение и назначение
Дульные тормоза — это устройства, предназначенные для использования на автоматическом стрелковом оружии для уменьшения возвратного импульса при стрельбе. В зависимости от типа конструкции, эффективные уровни сокращения варьируются в пределах 25-75%. Нежелательные эффекты, такие как звук выстрелов, пламя и метаемое оружие, также частично или полностью устраняются. В общем, эта конструкция не является обязательной, но во многих случаях без нее не обойтись. Классическим примером является дульный тормоз «вепря» или АК-74.
Принцип работы
Это устройство основано на принципе изменения скорости и направления движения порошкообразного газа. Он высвобождается при сгорании основного заряда патрона или снаряда. Скорость их распространения очень высока, до 1 500 м/с. При этом возникает сила, диаметрально противоположная направлению движения снаряда. Тормоз на дульном срезе эффективно рассеивает этот импульс. В этом случае используется часть образующегося порошкового газа. Поэтому такие устройства более выгодны, так как не ухудшают баллистику самого оружия. Кроме того, они надежны и просты в конструкции. Основными областями их применения являются пистолеты, штурмовые винтовки и артиллерия.
Разновидности
ДТК классифицируются по ряду признаков. Это количество камер (бесшумные, однокамерные, многокамерные), боковые отверстия (однорядные и многорядные) и формы (окно, сетка, щель). Существуют также классификации, связанные с принципом действия, реактивные, активные или активно-реактивные.
Активное действие означает, что струя газа ударяет по определенной поверхности, прикрепленной к ботинку. В этом случае возникает сила, противоположная направлению возврата.
Реактивные эффекты включают симметричные разряды порохового газа, используемого в обратном направлении. Затем происходит реакция, называемая «истечением пороховых газов», и оружие получает импульс для движения вперед.
Активное реактивное действие объединяет оба принципа в одной конструкции, так что газ сначала выбрасывается вперед, а затем распределяется в противоположном направлении, гася возврат.
Некоторые особенности
Однако, несмотря на всю свою эффективность, дульный тормоз далек от совершенства. Например, самоотверженность может одновременно привести к значительному увеличению звука выстрела. Другим неприятным фактором является воздействие пороховых газов на оружие и стрелка.
Характер воздействия дульного тормоза очень важен. Это связано с тем, что он определяет степень эффективности отдачи. Существует три типа компенсаторов:
- Продольное действие. Этот дульный тормоз уменьшает отдачу оружия или ствола только в продольном направлении;
- Боковое действие. Более удачный образец, который создает боковые силы во время стрельбы, предотвращая появление опрокидывающего момента. Эти устройства называются компенсаторами;
- Комбинированное действие. Они были самыми распространенными в армии. Такие устройства называются дульными тормозными компенсаторами. Они популярны, поскольку ослабляют отдачу и одновременно уменьшают момент покрытия.
Дульный тормоз-компенсатор АК-74
АК-74 появился, когда Советской Армии потребовалось принципиально новое оружие по сравнению с АКМ. Несмотря на то, что основной механизм пулемета остался неизменным, конструктивно они сильно отличались. Среди множества изменений, в частности, можно выделить принципиально новое присутствие в конструкции компенсатора дульного тормоза по сравнению с тем, который ранее использовался на АКМ. На этом аппарате он выглядел как небольшой груз, помещенный на дуло.
На А К-74 дульный тормоз был заметно усовершенствован — теперь он представляет собой длинное двухзахватное устройство. Первая камера имела цилиндр, предназначенный для выброса пуль, с тремя выходными отверстиями для пороховых газов, а также две щели в диафрагме; вторая камера имеет несколько иное устройство — с двумя широкими окнами и перед — той же диафрагмой о выходом пули. Эти изменения положительно сказались на балансе и точности выстрела, а также улучшили маскировку стрел, так как пламя факела было не особо заметно. В той или иной форме аналогичная конструкция и ее модификации (ДТК 1-4) используются в настоящее время.
Данный ДТК предназначен для установки на широкий спектр оружия: от автоматов серии АК до современных «сотен» — АК-101-105, охотничьих карабинов «Сайга» МК-103, а также АКС-74У и АК-74М.
Дульный тормоз СКС-45
Это старое оружие обладает достаточными возможностями для использования в качестве охотничьего оружия. Однако из-за высокой отдачи конструкторы также создали ДТК для этого карабина. Это устройство, называемое «волчий зуб», сочетает в себе функции ДТК и рамочного разрядника. Первая камера действует как компенсатор и ограничитель рамы, а вторая — как демпфер отдачи, направляя газ на противодействие отдаче.
Одним из отличий конструкции является возможность установки на стволы без резьбы, что повышает универсальность. Такие ДТК крепятся с помощью специального зажима, фиксируемого двумя винтами за устье; устройство производится в США, так как СКС популярен и как охотничье оружие, и как спортивное стрелковое оружие, в основном в зарубежных странах.
Характеристики
Технические характеристики стандартного компенсатора дульного тормоза АК-74 следующие.
- Длина — 83 мм;
- вес — 104 гр;
- Диаметр — 27,5 мм.
ДТК 1-4 (описание)
Дульный тормоз-компенсатор DTK-1 предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Весит 128 грамм. Изготовлены из специальной нержавеющей стали 45 или 40Х с термообработкой.
Дульный тормоз DTK-2 имеет другую конструкцию и предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Он имеет круглую форму и несколько отверстий для выброса пороховых газов. Он весит 108 грамм и изготовлен из того же материала, что и DTK-1.
Дульный тормоз ДТК-3, также известный как «ДТК-1 Long» и имеющий ту же конструкцию; устанавливается на АК калибров 7,62 и 5,45 мм; изготовлен из того же материала, что и ДТК-1.
DTK-4 — это более совершенный образец, изготовленный из титанового сплава. В настоящее время широкий доступ к нему закрыт, а приобретение возможно только сотрудниками специальных служб и компаниями-производителями. Благодаря своей неразборной конструкции он более экологичен, чем стандартный DTK. В связи с очень высоким тепловым воздействием на корпус, в комплект поставки входит специальная уплотнительная лента.
Итоги
Если раньше такие устройства были экзотикой, то теперь они стали само собой разумеющимися. Современные штурмовые винтовки, хотя и являются высокотехнологичными, еще не справились с проблемой отдачи и ее влиянием на точность стрельбы. Вот почему ДТК так важны — это единственный способ гарантировать, что оружие может быть использовано на поле боя.