Один дома. Или когда ребенку можно оставаться дома одному?
Чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным, необходимо с 5-6 лет начать формировать у него следующие навыки:
— когда вы находитесь вместе с ребенком, предоставляйте ему почаще свободу в действиях, не контролируйте все его шаги, создавайте иллюзорную свободу: вы — в одной комнате, ребенок — в другой — он может самостоятельно заниматься чем-то интересным для него, пока вы будете делать свои дела; так малыш будет приучаться играть без непосредственного присутствия мамы, но будет знать, что он где-то рядом и каким ребенок может быть дома;
— прививайте ребенку навыки самообслуживания на кухне: наложить себе еду, налить сок, разогреть пищу в микроволновке;
— ребенок должен максимально четко запомнить правила: когда дома один — не открывать дверь вообще никому, даже знакомым; не трогать утюг, стиральную машину, фен, пылесос; не включать газовую плиту; категорически воспрещен должен быть выход на балкон и открытие окон;
Для того, чтобы родителям проверить степень готовности их ребенка остаться самому себе «хозяином», им предлагается ответить для самих себя на такие вопросы:
1. Может ли ребенок играть на протяжении двух часов, не задумываясь, где в это время его родители?
2. Нормально ли ребенок себя чувствует в комнате с закрытой дверью?
3. Насколько у ребенка развито самостоятельное поведение: заправляет постель, умывается, приводит комнату в порядок и т.д.? Здесь имеется ввиду, что все вышеперечисленное ребенок должен выполнять без контроля и напоминаний со стороны родителей.
4. Может ли ребенок засыпать без света?
5. Усвоил ли ребенок правила поведения в отсутствии взрослых?
6. Может ли в случае необходимости воспользоваться телефоном?
7. Соглашается ли сам ребенок остаться один?
Если на все вопросы ответ положителен, то ребенок может провести в квартире один час-полтора, но — не весь день. Одиночество относительно безопасно для ребенка, только если оно в умеренных дозах. Тогда оно пойдет на пользу.